Филологический факультет Казанского государственного университета
Труды И.А.Бодуэна де Куртенэ
Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.

"Блатная музыка" В.Ф.Трахтенберга (1908)

Блатная музыка (стр. 161—162). Печатается частично.

Оригинал: Предисловие к кн.: В.Ф.Трахтенберг. Блатная музыка.– СПб., 1908.

<...> «Блатная музыка» является во всяком случае одним из видоизменений «русского языка». Точнее говоря: на нее следует смотреть как на совокупность своеобразных языковых представлений, выросших в русской языковой области или сложившихся в русской языковой среде. С племенной, этнографической точки зрения, «блатную музыку» создали головы, начиненные по преимуществу русскими языковыми представлениями. «Блатная музыка» есть один из русских «говоров», конечно, не в обыкновенном смысле этого слова.

Всякое племенное языковое целое разнообразится в различных направлениях. Прибегая к образному, неточному выражению, можно бы сказать, что здесь имеет место распадение по вертикальным и горизонтальным наслоениям. С одной стороны, с чисто племенной, территориально-этнографической точки зрения, получается деление на говоры в строгом смысле этого слова, на говоры, отличающиеся между собою прежде всего произношением, т. е. фонетическими особенностями. С другой стороны, в языковом разнообразии отражаются различия специальностей, сословий, уровней образования и т. п.; подобного рода разнообразие сказывается и в употреблении слов с своеобразным значением и в своеобразном языковом мировоззрении.

Единство «блатной музыки» обусловливается применением к ней этой второй точки зрения. Ее спаивает в одно целое то обстоятельство, что ее носителями являются люди, составляющие в известном смысле отдельный класс, отдельное сословие, объединенные как более или менее одинаковым собственным мировоззрением и взглядом на самих себя, так и одинаковым к ним отношением других сталкивающихся с ними «добропорядочных» и «благонамеренных» людей. Но в чисто племенно-языковом, произносительном и морфологическом (касающемся строя языка) отношении «блатная музыка» отражает в себе как общерусские особенности, так и особенности тех говоров, из области которых происходят ее носители. Благодаря разношерстному племенному составу

161

Российского государства к русской «блатной музыке» приобщаются также всякого рода «инородцы» и «иноязычники», и они, само собою разумеется, накладывают свою печать на этот своеобразный продукт языкового творчества и воспроизведения.

Но с «внутренней стороны», со стороны свойственных ей идей и отражающегося в ней мировоззрения, «блатная музыка» является продуктом международного общения того класса общества, к которому принадлежат тоже и ее русские носители. Как носители всемирных идей господства над людьми, социального переустройства, науки, искусства, торговли и т.д., точно так же и носители «блатного» промысла и «блатных» специальностей принадлежат не одному народу, но всему человечеству. Благодаря этой международности русская «блатная музыка» всосала в себя не только заимствованные слова, нанесенные с разных сторон света, не только своеобразные ассоциации значений, возникшие в чужой племенной среде, но вместе с тем, хотя в гораздо менее значительных размерах, и иноязычное построение слов и выражений, и даже иноязычные особенности произношения, насколько они совместимы с чисто русским фонетическим обликом этого языка.

Вообще же про составные элементы «блатной музыки» можно сказать, что они в значительной степени дают нам или общие международные «корни», или же по крайней мере международный, общечеловеческий способ ассоциации значений слов, со всеми метафорами, иносказаниями и т. п.

Что касается письменной, графической и оптической стороны «блатной музыки», то благодаря внедрившимся в нас русским графическо-фонетическим ассоциациям мы склонны передавать на письме слова и сочетания слов этого своеобразного русского говора с помощью обыкновенных русских графических средств. Это и применено в предлагаемом сборнике.

Некоторые слова «блатной музыки» повторяются тоже и в общеупотребительном русском языке, или, по крайней мере, в некоторых «приличных» говорах. Таких слов, как, например, баланда (см. между прочим, в словаре Даля) или кот, найдется наверно известное количество. Надо только сравнить словарь «блатной музыки» с общерусским словарем, например, со словарем Даля или же словарем Академии наук (к сожалению, напечатанным | пока только до буквы з включительно).

<...> Лингвистическая «блатность» сказывается не только в отдельных словах, которым присвоено своеобразное значение, но тоже в особенных, необыкновенных сочетаниях слов с присвоенными им своеобразными ассоциациями. <...>

162

Оглавление



Главная страница сайта
 
Ученые КЛШ
 
      Труды
        И.А.Бодуэна
        де Куртенэ
      О Бодуэне
        де Куртенэ
      Материалы
        Бодуэновских
        чтений
      Интернет-
        ресурсы
   

    Новости | Персоналии | История | Материалы | Контакты | О сайте | Письмо web-мастеру