Филологический факультет Казанского государственного университета
Труды И.А.Бодуэна де Куртенэ
Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.

Из патологии и эмбриологии языка

«Из патологии и эмбриологии языка» (стр. 142-145). Печатается частично (введение, т.е. §1-8, и заключение, т.е. §104-109).

Оригинал: Z patologii i embryologii języka // Prace filologiczne.– T. I.– 1885—1886.– C.14-58, 318-344. То же отд. отт.: Warszawa, 1886, 72 стр. Перевели Л.Е.Бокарева и В.В.Лопатин.

ЯЗЫКОВЫЕ АНОМАЛИИ ВЛАДЕКА М.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

§ 1. Физиология занимается исследованием нормальных органических процессов, патология — исследованием отклонений и всевозможных ненормальностей. В области языкознания описание и объяснение обычных, нормальных языковых явлений соответствует физиологии, а описание и объяснение языковых аномалий — патологии.

Как у патологических явлений могут быть только те же элементы, что и у явлений нормально-физиологических, хотя иначе скомбинированные и в иных количественных пропорциях, — так и языковые аномалии, в сравнении с нормальными языковыми явлениями, не есть что-то совершенно новое, а представляют собой только лишь определенного рода болезненный рост (гипертрофию) одних языковых элементов за счет других, либо исчезновение (атрофию) некоторых элементов. С другой стороны, исследование нормальных явлений представляет собою исключительно» исследование некоторых слишком односторонне развившихся элементов, встречаемых также в нормальных сочетаниях, или исследование причин отсутствия некоторых элементов.

§ 2. Изучение ненормальных биологических явлений, как органических вообще, так и языковых в частности, бросает свет и на нормальные изменения, происходящие в течение жизни ряда поколений. Некоторое минимальное или очень слабо и редко проявляющееся отклонение, повторяясь в ряде поколений, постепенно растет и приобретает все большую сопротивляемость, так что в конце концов становится свойством целого вида. Индивидуальные отклонения представляют часто тот же результат, только осуществленный в гораздо более короткий срок.

Применительно к языку сходство индивидуальных отклонений с изменениями, происшедшими в течение жизни ряда поколений, а также различия между этими двумя видами явлений можно определить следующим образом.

142

То, что в последовательности поколений является итогом длинного ряда мелких, минимальных изменений и подстановок (субституций) одних действий органов речи (органов речи в самом широком значении этого слова, т.е. не только собственно инструментов речи, но и мозга) вместо других, при индивидуальных: отклонениях проявляется в определенных, так сказать, макроскопических подстановках (субституциях). В индивидуальных отклонениях количественное и качественное различие функций подставленных и тех, вместо которых они подставлены, обычно гораздо больше, чем количественное и качественное различие, свойственное отдельным подстановкам, приводящим постепенно к историческим изменениям в языке целого племени.

§ 3. Кроме этого, в историческом развитии языка мы имеем дело с целой массой индивидов, взаимно воздействующих друг на друга и по традиции передающих особенности, унаследованные или приобретенные от предшествующих и современных поколений. В то же время при индивидуально-языковых отклонениях мы, встречаем только одного пассивного индивида, подвергающегося влиянию окружения, но вследствие дефектов речевого аппарата не способного унаследовать все особенности речи этого окружения и вынужденного либо заменять трудные особенности речи более легкими, либо полностью опускать то, что трудно и невозможно, воспроизвести.

Наконец, именно эта неполноценность, это индивидуальное уродство составляет основное различие между патологическо-индивидуальными отклонениями и историческими изменениями у целого племени, члены которого, по крайней мере подавляющее большинство их, с органическо-языковой точки зрения вполне нормальны.

§ 4. Такое же различие следует установить также между языком патологических индивидов и языком детей, еще только учащихся говорить. Язык детей составляет предмет особого исследования, которое можно было бы назвать языковой эмбриологией. Сами явления, т.е. звуковые и мыслительные подстановки, у детей и у неполноценных в языковом отношении индивидов совершенно аналогичны. Языковые отклонения детей имеют преходящий характер и зависят от недостаточной подготовленности органов речи. Языковые же отклонения неполноценных индивидов имеют характер постоянный, хронический, их почти никогда нельзя устранить, разве только если будут устранены сами органические дефекты, обусловливающие языковые отклонения. Но это удается очень редко.

§ 5. Впрочем, между детским языком и языком лиц, неполноценных в языковом отношении, трудно обозначить устойчивую, границу. Некоторые дети развиваются с языковой точки зрения очень быстро и быстро приближаются к средней языковой норме данного племени. Обычно же дети говорят достаточно долго по-своему,

143

медленно приближаясь к четкому произношению и правильной речи. Таких детей надо считать также, хотя и временно, неполноценными в отношении языка. С другой стороны, среди неполноценных в языковом отношении индивидов необходимо выделять различные категории. Прежде всего, мы встречаем языковые отклонения, начавшиеся от рождения, и языковые отклонения, приобретенные позднее в результате различных физических и нравственных недугов. Отклонения первой категории, т.е. ведущие свое начало от рождения данного индивида, либо безусловно неизлечимы, либо устранимы — частично или даже совсем. В этом последнем случае языковые отклонения отличаются от несовершенного детского языка только количественно, т.е. только степенью продолжительности. Представленный ниже случай Владислава М. относится к категории языковых отклонений, медленно отступающих, но полностью не устранимых.

§ 6. В языке мы различаем две стороны, психическую и физиологическую, церебрацию и фонацию, иначе говоря: 1) язык в точном значении этого слова и 2) произношение. Сущность языка составляет, естественно, только церебрация, т. е. мозговой процесс, унаследованный и приобретенный путем зоологического развития и под влиянием окружения, приобщенного к общественной жизни. Фонация, однако, необходима как конечный знак церебрации, как связующее звено, посредничающее между церебрациями разных индивидов, способных общаться с помощью языка.

В соответствии с отмеченным выше различием, мы делим и языковые отклонения на церебрационные и фонационные. В обоих случаях мы можем иметь дело или с совершенной невозможностью функционирования, или с заменой (субституцией) одних функций другими. Совершенная невозможность функционирования может относиться или к отдельным элементам языка, или к языку вообще. В последнем случае речь идет о полном безъязычии, т.е. о немоте.

§ 7. Патологические языковые явления называются афазией. Афазия может быть полной или частичной. В первом случае индивид совсем не говорит, а во втором — только не в состоянии усвоить некоторые составные элементы языковой деятельности.

§ 8. Считая изучение подобных явлений весьма интересным я полезным, я всегда обращал особое внимание, если представлялся случай, как на детский язык, так и на язык частичных афатиков. Таким образом я собрал большой материал по патологии и по эмбриологии языка.

Должен заметить, что собранные мною материалы относятся почти исключительно к фонационной стороне, т. е. к произношению данных индивидов. Для систематического исследования церебра-ционной стороны у меня было очень мало возможностей.

144

Собранные материалы я намерен теперь постепенно обработать и публиковать. Начинаю с описания языковых отклонений частичного афатика, Владека М.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

§ 104. Оставляя все обобщения для специальной работы, которая будет основана на результатах всесторонних исследований отдельных проявлений патологии и эмбриологии языка, я позволю себе заметить здесь только следующее:

§ 105. 1. При постепенном улучшении неправильного произношения В. M-го некоторые недостатки устраняются, другие же, пожалуй, никогда не могут быть устранены. Устранить можно, по крайней мере частично, то, что является результатом лености и апатии, другими словами — динамики организма. Так, например, вместо первоначальной замены группы согласных xn на n появилось произношение xn. Нельзя же устранить то, что зависит от строения тела, от анатомических дефектов. Так, ни r, ł, ни k, g, очевидно, никогда не войдут в язык В.М-го. Никогда он не научится и различать в языке три ряда согласных: 1) s, z, с, з; 2) ś, ź, č, ζ; 3) ś, ź, ć, ‘ζ, хотя на слух четко их различает. Общий характер произношения, приглушенный и носовой, также останется в языке В. M-го навсегда.

§ 106. 2. При постановке звуков В. M-го вместо звуков польского языка мы видим постоянный перевес переднеязычных элементов, напр. t, d вместо k, g, а также t, d в некоторых сочетаниях вместо различных других звуков. Нечто подобное, т.е. все большее превосходство переднеязычных элементов, другими словами, сосредоточение речевых функций в кончике языка, можно отметить в историческом развитии разных языковых групп, прежде всего ариоевропейской.

§ 107. 3. В.М. заменял гласным а сначала оба средних гласных, е и о, затем только е, и наконец, усвоил оба средних гласных. Это указывает на физиологическую трудность средних гласных. Известно также, что первоначальные ариоевропейские о и e историческом развитии некоторых языковых групп этого племени переродились в а. Например, в санскрите мы имеем а вместо исконных е и о, в германском и литовском — а вместо исконного о и т.д.

§ 108. 4. Замена групп согласных в языке В. M-го в самый ранний период, напр. в 1875 г., очень напоминает замену тех же групп в финских языках — в финском, эстонском, венгерском и др. Так, напр., st > t, zd > d.

§ 109. 5. Как и во всех языках, как вообще во всем, что развивается, в языке В. M-го можно различить наслоения, возникшие в разные периоды времени. Ср. то, что я говорю о словах pamiśnoć, majiti и др. (§ 80, 91).

145

Оглавление



Главная страница сайта
 
Ученые КЛШ
 
      Труды
        И.А.Бодуэна
        де Куртенэ
      О Бодуэне
        де Куртенэ
      Материалы
        Бодуэновских
        чтений
      Интернет-
        ресурсы
   

    Новости | Персоналии | История | Материалы | Контакты | О сайте | Письмо web-мастеру